В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Перед нами учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Мы понимаем, что, если продолжать учить сегодня так, как учили раньше, мы лишаем детей будущего.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Перед нами учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Мы понимаем, что, если продолжать учить сегодня так, как учили раньше, мы лишаем детей будущего.
Как отметил Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информацией» Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышления, рассуждения. Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, потом размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате которой появляется оценка полученной информации.
Как говорил Л.С.Выгодский, Прежде чем объяснить – заинтересовать;
Прежде чем заставить действовать – приготовить к действию;
Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Таким образом, можно прийти к выводу, что критическое мышление развивает навыки приобретения доказательств.
И еще раз можно подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающего.
Эти навыки педагоги нашей школы развивают через различные приемы и новые подходы к обучению. На своих уроках они используют активные методы: исследовательский, дискуссия, мозговой штурм, технология проектной деятельности, составления кластера, составление синквейна, написание эссе, ковер идей и другие.
Самое главное – это заставить каждого ученика на уроке «заговорить», чтобы он умел отстаивать свою точку зрения, добивался глубокого понимания материала. И когда «молчунов» не останется в классах, наступит благоприятная атмосфера для активного процесса обучения.